22 июл. 2011 г.

REDEVELOPMENT OF NEW HOLLAND | TEXT

РЕКОНСТРУКЦИЯ НОВОЙ ГОЛЛАНДИИ | ТЕКСТ


Неожиданно получила большое удовольствие от посещения Новой Голландии.

В первый раз в Петербурге я вижу с неподдельным интересом сделанную выставку результатов архитектурного конкурса, с понятной экспозицией, которая дает представление еще и об истории площадки. Рассказ о проектах начинается с исходных данных – схематичного макета территории в сегодняшнем ее состоянии, окруженного «лентой времени» с основными вехами ее развития. Все проекты представлены по одной схеме и в одном формате. Для этого авторские подачи были обработаны организаторами конкурса. Такое представление материала позволяет более объективно сравнивать проекты, потому что не дает возможности авторам сбивать зрителя, поражая объемом работы или дешевыми спецэффектами (как это было, например, с мигающей разными цветами башней RMJM на выставке конкурса Газпром-Сити). В экспозицию включено «пространство для размышлений» - пустой стенд, выделяющий небольшую часть зала у окон с видом на остров (выставка открыта в новом здании военно-морского музея, прямо напротив), где можно сесть и спокойно сформулировать свое мнение о проекте. И самое удивительное пространство – для высказывания этого мнения. Длинный стол, на котором лежат опросные карточки. На них можно изложить свои впечатления, идеи и отношение к будущему нового квартала в центре Петербурга, а потом прикрепить листок к стене, чтобы все могли прочитать. И этих листков там множество. Сколько бы ни говорили о пассивности общественного мнения в России, после посещения этого зала в такое поверить сложно. Люди активно и адекватно высказываются о направлении развития своего города, потому что их, наконец, корректно спросили. Во всем этом чувствуется последовательность, и даже тенденция к открытости: выставка проектов совмещена с открытием территории для посетителей - впервые за все время существования острова. По сути, это первый проект в городе, активно вовлекающий горожан с самого начала. Такие вещи обычно делаются для того, чтобы спровоцировать общественное обсуждение и в процессе адаптировать проект к потребностям жителей. К тому времени, когда что-то будет построено, люди уже начнут считать это место «своим». Будет жаль, если первое впечатление окажется не отражением реальных намерений, а лишь результатом того, что конкурс и выставку пригласили проводить английский культурный фонд.  

Организаторы конкурса заявляют, что его цель проекта – «преобразование участка в динамичный, разноплановый и органично вписывающийся в градостроительную концепцию квартал», который должен стать «центром притяжения интеллектуальной общественности со всего мира» и при этом «значимым объектом для жителей города». Для этого там планируется уместить множество функций: театры, музеи, образовательные учреждения и научные лаборатории, дополненные «серьезной коммерческой инфраструктурой». 

Как видно из задания и ответов на него, большой конкретики в представлении инвесторов о функциональном составе проекта пока нет, и на эту тему просили высказаться также и архитекторов. Интересно, что результат лишний раз показывает: не архитекторское это дело. Над принятием таких решений должна работать группа специалистов самых разных направлений. индивидуальное мнение архитектора, как бы оно ни облекалось в формат исследования, обычно субъективно и в лучшем случае основано на поверхностных знаниях из других областей. Так, несмотря на заявленный в задании широкий разброс функций, большинство участников конкурса базируют успех будущего развития территории на огромных площадях, отданных под современное искусство. Во-первых, неизвестно, откуда в России возьмется такое количество современного искусства, которое, к тому же, существует в основном на безвозмездные субсидии, а во-вторых, непонятно, зачем строить для него специальные инкубаторы. Ведь в идеальной модели освоения депрессивных территорий посредством искусства последнее, как раз, находит подходящие места само, а как только район становится респектабельным, покидает его в поисках нового места. Кроме того, в мире много интересного помимо современного искусства, и я думаю, что сейчас гораздо более «креативной» областью является наука.  

Самое странное, что функциональный состав проекта вообще можно было не придумывать. Остров Новой Голландии всегда был пространством «mixed use»: там было производство - верфь, склады, наука – лаборатория Менделеева, исследования – «опытовый бассейн» для испытания моделей судов, почти жилье – гауптвахта, и даже медиа – радиостанция, которая передала сообщение о свершившейся революции в октябре 1917. Любая из вышеперечисленных функций вполне подойдет и сейчас, и легко найдет себе место, когда этого потребует окружающая реальность, лишь бы арендная ставка не была слишком высокой. 

Мое внимание привлекли два проекта: 

Чего я совсем не ожидала - проект Студии 44. Во-первых, в нем предложено не застраивать пустырь на месте склада корабельного леса (т.е. не замыкать новым зданием периметр острова), а высадить там живой корабельный лес. Во-вторых, все не застроенное на сегодняшний день пространство оставить свободным, т.е. создать неформальное общественное пространство – альтернативу парадной Дворцовой. 

Проект английского бюро Dixon Jones, в котором речь идет о том, чтобы в первую очередь, до воплощения «амбициозных» замыслов, постепенно начать использовать и вдохнуть жизнь в то, что уже существует. А это можно сделать минимальными средствами, создав условия для неформальной коммуникации между людьми - теми, у кого есть интересы и интеллектуальный потенциал.  

Хорошо бы этот конкурс сработал не как конкурс с конкретным победителем, а как конкурс идей, из которых город совместно с инвестором могли бы собрать жизнеспособное пространство. Лично мне, как горожанке, нравится такой вариант: на острове разбивается парк, существующие здания реконструируются с минимальным объемом нового строительства, и реконструкцией занимается бюро Девида Чипперфильда, который, я точно знаю, сохранит все, что можно сохранить и не добавит ничего лишнего, если, конечно, не ставить перед ним непреодолимых административных барьеров.

Думаю, в Петербурге и без того существует достаточно мест, способных стать центрами притяжения мировой интеллектуальной общественности в самых разных областях, а чтобы органично вписаться в городскую ткань, новому кварталу нужно в первую очередь предложить что-то жителям города. Причем то, что не будет направлено только на выкачивание из них денег. Например, общественное пространство, парк, в центре их как раз не хватает. Достаточно взглянуть на то, как естественно вписался и сразу же стал активно использоваться зеленый газон на только что открытой части острова. В историческом городе стоит развивать не только те территории, которые производят новые квадратные метры, но и такие, которые улучшают качество жизни в уже существующих. Конечно, недвижимость здесь при своей высокой стоимости и так пользуется спросом, но в центре живет много разных людей, и богатых, и бедных, и они одинаково хотят жить комфортно.

Я рада, что мое мнение человека, чуть более информированного об архитектурной кухне, совпадает, по сути, с мнением многих жителей Петербурга. Я убедилась в этом, прочитав отзывы на стене выставочного зала. Вот, дословно, некоторые из них:
- «Все проекты перегружены функционалом» 
- «Раздражает коммерциализация» 
- «Not just a shopping centre, please be careful!»
- «Проекты понравились, но боюсь, что это опять будет место для богатых» 
- «Хватит обогощаться, разрушая! Законсервируйте и уйдите!» 
- «Хочу сохранения старого, а магазинов и общепита у нас в городе и так полно»
- «Нельзя допустить создания комплекса для гламурного времяпрепровождения»