Процесс. Елена Дешинова, Дмитрий Гольденберг.
Произведение Кафки не оставило впечатления разрозненных глав. Это один общий поток – один процесс. Без начала. Начало случилось намного раньше, чем история в «Процессе». Представление о пространстве: Одно общее пространство без отдельных помещений и перегородок. Пространство выделено только светом. Граница пространства – граница светового пятна.
Первый этап.
В первых размышлениях сформировались девять световых квадратов, образующих один общий. Этот общий квадрат мы поместили в зал, в его середину, оторвав от границ зала. То есть пространство «Процесса» не заполняло собой весь существующий объем зала. Пространство «Процесса» было сценой. Зрителям отводилась зона вокруг пространства «Процесса», та часть, которая осталась от зала.
Девять квадратов - каждый квадрат предполагался для отдельной главы. Это давало возможность по-разному использовать пространство: размещать все главы одновременно в одном общем пространстве; посредством включения той или иной световой группы запускать действие той или иной сцены.
Второй этап.
Обсуждение с режиссером. Поступило предложение использовать принцип коллективного действия, когда актеры и зрители оказываются на одной площадке и становятся равными участниками. Появились на полу пронумерованные квадраты – места. Они заполнили собой не только зону предполагаемой сцены, но и зону зрителей, которая до этого момента оставалась вне границ общего светового квадрата. То есть объединили пространство «Процесса» и пространство зрителей.
Появилось два принципа формирования пространства: световой квадрат остался, к нему добавился еще один – формирование пространства людьми, но они не соединились в общую идею. Так как в данной ситуации формирование пространства людьми – это более сильное средство, чем световое пятно, то принципы становятся не равнозначными, а зависимыми один от другого. И свет стал зависеть от людей.
Третий этап.
Оказавшись в реальности «Процесса», то есть в пространстве, которое получилось, режиссер задал вопрос – почему световое пятно не соответствует зоне с пронумерованными квадратами?
По ощущению в зоне света тесно. Но аргументы, связанные с ощущениями и чувствами не являются обоснованием. Тем не менее, вопрос о несоответствии границ в какой-то мере сформировался.
Мое личное мнение (Елена Дешинова):
Так как принцип с пронумерованными квадратами оказался сильнее, чем с применением света, то нужно нам всем подумать, не должен ли тогда первый принцип подчинить себе второй?
Из этого можно сделать вывод, что свет должен соответствовать границам клеток.
Можно пойти от обратного – сделать клетки только в границах светового квадрата. В этом варианте оба принципа соединятся и оторвутся от реальных границ зала. Но здесь есть опасность, что мы не сможем разместить всех зрителей и актеров, то есть сами сцены, в этом пространстве.
Процесс. Александра Самоловова, Константин Самоловов
Процесс начинается в тот момент, когда человек задается вопросом относительно собственного места в этом мире. И заканчивается, когда человек перестает задаваться этим вопросом.
Пространство.
В романе процесс не происходит в каком-то отдельно взятом месте, он переходит из одного пространства в другое, порой вне всякой логики, это не физическое пространство.
Возникла идея выделения пространства светом.
Процесс внутри лаборатории подразумевает одно общее пространство.
Сценарий лаборатории построен по принципу разделения произведения на главы между режиссерами для создания единого спектакля.
Возникла идея создания общего светового поля, с возможностью деления его на девять
квадратов, и распределения их между режиссерами.
«Этот общий квадрат (световое поле) мы поместили в зал, в его середину, оторвав от границ зала. То есть пространство «Процесса» не заполняло собой весь существующий объем зала. Пространство «Процесса» было сценой. Зрителям отводилась зона вокруг пространства «Процесса», та часть, которая осталась от зала.
Девять квадратов - каждый квадрат предполагался для отдельной главы. Это давало возможность по-разному использовать пространство: размещать все главы одновременно в одном общем пространстве; посредством включения той или иной световой группы запускать действие той или иной сцены.»
Обсуждение с режиссером.
«Поступило предложение использовать принцип коллективного действия, когда актеры и зрители оказываются на одной площадке и становятся равными участниками. Появились на полу пронумерованные квадраты – места. Они заполнили собой не только зону предполагаемой сцены, но и зону зрителей, которая до этого момента оставалась вне границ общего светового квадрата.»
Таким образом, появилась возможность сделать зрителя участником сценического действия.
Наша реакция на появление принципа коллективного действия.
Участие зрителей (коллективное действие) в данном случае не отменяет игры актеров в пространстве сцены (в сцене «Процесса»).
Участие зрителей в спектакле открыло возможность рассматривать пространство зала вне света (не в сцене «Процесса»), так же как сцену действия.
Появилась возможность рассматривать два контура: границы зала и границы света, а значит два состояния: «в Процессе» и «вне Процесса».
Коллективное действие подразумевает случайное попадание зрителя либо в зону света, либо в зону тени, т.е. включая его в «процесс» или оставляя наблюдателем «процесса».
Принцип формирования пространства заключается в делении его на две части: «в процессе – вне процесса», элементом становится человек, вне зависимости от принципа перемещения и роли в этом перемещении.