Текст доклада архитектурного бюро "deshinova | goldenberg | architecture" на конференции "Петербург, город и его образ", Венеция 19.04.2011
«Архитектура повседневности»
Определение профессии архитектора. Поиск оптимальной формулы против поиска гениальной формы.
В каждом обществе существуют две культуры. Они на столько разные в своем устройстве, что их представители не принимают и не понимают друг друга. Каждая из них рождает свое собственное искусство и соответственно – свою собственную архитектуру. Одна из этих культур устроена по принципу силы и вертикального управления, другая – по принципу договора и горизонтальных связей.
Архитектура «вертикальной» культуры ставит перед собой задачу увеличения комфорта элиты и репрезентацию ее власти. Такая архитектура стремится к формообразованию и декорированию. Архитектор этой культуры воспринимает себя как гениальный творец. Это архитектура индивидуальных решений.
Архитектура «горизонтальной» культуры ставит перед собой задачу наиболее глубокого понимания мира и решение его глобальных проблем. Такая архитектура стремится к правильному формулированию задач, ответы на которые выводятся математически, автоматически – к рационализму. Архитектор этой культуры воспринимает себя как часть коллектива. Это архитектура системных решений.
Мы относим себя к представителям «горизонтальной» культуры и хотим рассмотреть ее проблемы и пути ее развития.
В чем выражается понятие красоты «горизонтальной» архитектуры:
То, что понятно – то красиво.
Красота формулы – самая простая формула, ведущая к требуемому результату.
Экономичность – достижение максимального результата минимальными средствами,
Сдержанность - ничего лишнего.
В данный момент «горизонтальная» архитектура находится в состоянии кризиса. Истоки ее мировоззрения связаны с технической и социальной революциями. Многие из нас, сами того не осознавая, получили образование на основе инженерного подхода к решению задач и сознании социальной ответственности архитектора.
Развитие профессии в направлении естественных наук, отказ от роли артиста, дало нам технический аппарат, который мы в настоящих социальных условиях не можем применить. За последние двадцать лет архитектор вернулся к своему состоянию до технической революции – у него нет больше социального заказа, он может лишь обслуживать потребности элиты. В такой ситуации, имеющийся технический аппарат не находит себе реального применения. Остающаяся потребность в научной деятельности приводит к рождению технической моды, например «параметрическая архитектура».
Работа «молодого» архитектора в Петербурге. Отношения между заказчиком, архитектором и городской администрацией.
Работа молодого архитектора в Петербурге, в России вообще, начинается с получения разрешения на профессиональную деятельность. Год назад вступил в силу закон, регулирующий профессиональную деятельность в сфере строительства. В соответствии с этим законом, получение разрешения на профессиональную деятельность для архитектурных бюро с незначительным оборотом, каковыми являются молодые бюро, стало практически не возможным. Таким образом, самым распространенным полем деятельности для «молодого» архитектора является интерьер. Осуществление этого вида деятельности не регламентируется законодательством.
Архитектурное проектирование осуществляется в соответствии с законами, регламентирующими строительную деятельность. Часть этих законов, например, строительные нормы и правила, сохранились со времен СССР. Часть была написана в пост советский период. В данный момент, значительная часть этого комплекса законов содержит в себе противоречия и возможности двоякого толкования. Часть законов и норм делают те или иные проектные решения невозможными или крайне не рентабельными. Такие законы и нормы создаются специально соответствующими государственными институтами с целью сделать процесс согласования проектов трудным или не возможным.
В такой ситуации заказчик обращается к архитектору, в первую очередь, за услугами по преодолению непроходимого лабиринта согласования. Количество архитекторов, имеющих возможность «провести» заказчика через этот лабиринт – ограничено. Заказчик обращается к архитектору не потому, что последний обладает выдающейся профессиональной компетентностью, а потому, что он обладает соответствующими связями. Архитектор перестал быть профессионалом в области строительства - он предоставляет посреднические услуги по согласованию документации.
Оценка состояния профессионального сообщества: учебные заведения, профессиональные средства массовой информации, крупные архитектурные бюро.
Для понимания состояния российского архитектурного сообщества следует рассмотреть принцип устройства российской экономики и состояние российского общества. Одним из основных экономических факторов в России является коррупция. Следствием экономики, основанной на коррупции, является имитация процессов. Так и процессы, связанные с архитектурой имитируются и существуют лишь формально.
Учебные заведения не обучают студентов, а имитируют процесс обучения. Полностью отсутствует элемент анализа, как самого процесса обучения, так и принимаемых студентами проектных решений.
Крупные архитектурные бюро не являются центрами развития профессиональных навыков. Их основной капитал – связи в административном аппарате. Вследствие коррупции результат строительства не важен, важен лишь факт формального существования здания.
Профессиональная пресса, включившись в коммерческую деятельность, предоставляет услуги по рекламе или скрытой рекламе. Пресса не заинтересована в аналитической работе и открытой дискуссии, она защищает интересы своих клиентов.
В такой ситуации нет института, способного стать центром развития для молодых архитекторов. Общество перестало существовать, распавшись на мелкие личные интересы.
Попытки создания сообщества архитекторов вне сложившейся профессиональной структуры. Вопросы профессиональной этики и профессионального развития. Коллективное искусство против индивидуального.
Мы не видим смысла в реформировании сложившихся институтов. Они представляют собой герметичные структуры: попасть в них крайне сложно, попав в них, архитектор вынужден будет включиться в процесс имитации деятельности. Развитие «горизонтальной» архитектурной культуры возможно только вне сложившейся «вертикальной». Потребность в независимой и честной интеллектуальной деятельности велика.
Эта деятельность должна основываться на восстановлении профессиональной этики.
Это должно выражаться в первую очередь в отказе от заказов, связанных с нарушением закона, например: сносом памятников архитектуры. В отказе от проектов, связанных с необходимостью давать взятки. В отказе от «комиссионных», которые архитектору предлагаются поставщиками стройматериалов, мебели и оборудования. Отказ от коррупции приведет к возрождению архитектора как профессионала, к возрождению доверия между заказчиком и архитектором.
Тот факт, что современное общество не предоставляет архитектору социального заказа, не говорит о том, что в нем нет потребности. Архитектор должен сам сформировать его, заняв активную социальную позицию.
«Горизонтальная» архитектурная культура основывается на открытом обмене мнениями, открывает возможность для осуществления независимых коллективных проектов. Независимость проектов гарантируется их коллективностью. Они осуществляются на коллективно собранные средства и являются результатом коллективно выработанной идеи. Процесс коллективного обсуждения приводит к рождению общих критериев оценки архитектурных проектов, а значит к формированию культуры.
Появление честной, не коррумпированной, архитектурной культуры является главным элементом профессионального развития. Появляется возможность сравнивать.